Почему в аксиально-поршневых компрессорах нечётное количество поршней?

Недавно мне довелось подержать в руках аксиально-поршневой, а точнее сказать, аксиально-плунжерный компрессор от автомобильного кондиционера. Это 7 поршней, расположенные по кругу и усаженные на косую шайбу (наклонный диск). Такую конструкцию можно встретить не только на автокондиционерах, но и на минимойках Керхер и на многих качественных помпах и устройствах для поднятия давления, например, в топливных насосах.

Работа аксиально-поршневого (плунжерного) компрессора (насоса)
Анимация работы насоса с косой шайбой (valeoservice.com)

Так вот, задавшись вопросом о количестве поршней в компрессоре я не нашёл ответа. Везде пишут, что количество поршней или плунжеров в устройстве нечётное, а почему, никто не уточняет. Единственное что было найдено, так это то, что нечётное количество позволяет работать двигателю через такт. Но! Но это не двигатель. Нам это не к чему. В общем это не правильный ответ.

А правильным будет — для уменьшения шумов и вибраций, что приводит к тихой работе, меньшей вибрации и долговечности конструкции, а в нашем случае к более качественной и эффективной работе компрессора. Как это объяснить? Смотрим.

Аксиальное располошение поршней компрессора с чётным и нечётным количеством цилиндров
Аксиальное располошение поршней компрессора с чётным и нечётным количеством цилиндров

Слева изображена схема расположения чётного количества цилиндров (8 поршней), справа — расположение нечётного количества цилиндров (9 поршней). Если у нас в компрессоре чётное количество поршней, то в определённые моменты движения к технологическим окнам подходят одновременно два поршня. На рисунке слева это поршни под номерами 1 и 5. При первом соединении с окнами происходит гидравлический удар. Т.е. высокое давление в цилиндре 1 резко разряжается над камерой низкого давления (выделена дугой синего цвета), а низкое давление в цилиндре 5 получает резкое повышение давления. Эти удары очень сильные и шумные, что сказывается на надёжности компрессора (насоса) и на окружающей среде.

Именно простое решение в виде нечётного количества поршней позволяет сразу вдвое снизить гидравлические удары. На рисунке справа нет одновременно подходящих двух поршней к технологическим окнам. Т.е. в любой момент времени может только один из цилиндров испытывать удар на понижение или повышение давления. Это в два раза уменьшает амплитуду звуковых колебаний и в два раза повышает их частоту. Стоит заметить, что уменьшение амплитуды пульсаций повышает надёжность не только компрессора, но и соединительных труб и шлангов, а также уменьшает требования к параметрам последних.

Читайте также:  В чём отличие поршня от плунжера: достоинства и недостатки.

Но и это не всё. Для более мощных насосов, где давления достигают 10 тон на см и выше, даже гидроудары от одного поршня приводят к высоким собственным резонансам корпуса и высоким уровням шума. Для осуществления более плавного изменения давления в цилиндрах перед технологическими окнами делают маленькие отверстия, ограниченные скоростью изменения давления. Смотрите на рисунке ниже.

Маленькие отверстия для уменьшения гидроудара
Маленькие отверстия для уменьшения гидроудара

Таким образом, когда поршень 1 подходит к технологическому окну низкого давления, то через микроотверстие в цилиндре начинает плавно понижаться давление, приближаясь к низкому давлению в окне низкого давления.

С другой стороны возле окна с высоким давлением также есть микроотверстие с высоким давлением. На рисунке справа поршень приближаясь к окну располагается над этим отверстием и по ходу движения в его цилиндре плавно повышается давление. И когда цилиндр пересечёт окно с высоким давлением, то разница давлений в цилиндре 5 и в окне будет совсем незначительна.

Ещё одним методом понижения резкого скачка давления является расположение небольших буферных объёмов, которые также направлены на снижение гидроударов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *