Покупка коммерческой недвижимости. Осторожно, подводные камни!

Машина провалилась вместе с асфальтомМы не собираемся здесь писать «бла-бла» про то как выгодно инвестировать в коммерческую недвижимость и как легко получать сверх прибыли (см. здесь). Также не скажем о юридических тонкостях и подводных камнях на их основе, обременениях и двойных продажах. Об этом вам уже все уши прожужжали различные риелторские статьи. Мы расскажем вам про один вариант «кидалова» на самом начальном этапе . На этапе вашего расчёта рентабельности коммерческого помещения.

Муляж аэропорта Внуково из к/ф Ширли-мырлиИтак. Вы нашли помещение для сдачи в аренду или проще сказать для арендного бизнеса. Для поверхностной оценки рентабельности вам нужны три значения: площадь помещения, его стоимость и рыночная цена аренды данного вида объекта.

1. Площадь вы берёте из документов на коммерческую недвижимость, либо меряете сами. Смотрите сколько квадратов из неё составляет неликвид (туалеты, коридоры, кладовки и т.п.). Думаете и мозгуете над планировками, цветом и чем душе угодно.

2. Стоимость вам говорит сам владелец. Возможно он даже готов идти вам на уступку в цене (читайте Почему владельцы продают коммерческую недвижимость?). Можете непринуждённо с ним торговаться. Тем более, что сегодня ситуация на рынке это вполне позволяет.

3. А самое главное — это реальная арендная ставка на данное помещение. И не слушайте продавца, риелторов и не верьте своим глазам, глядя в договора аренды и на платёжные документы.

Арендную ставку очень трудно измерить, она может сильно варьироваться, она может быть вообще любая. Аренда может быть именно такая, которая нужна продавцу!

К чему мы клоним? Дело в том, что для расчёта рентабельности используют в основном два метода.

1. Рентабельность арендного бизнеса. Рассчитывается как стоимость аренды в год к стоимости квадратного метра умноженного на 100 (расчёт в процентах). Например, вы покупаете помещение свободного назначения за 30 млн.рублей плащадью 200 кв. метров. Т.е. один квадрат стоит 150 000 рублей. Допустим, арендная ставка для этого помещения равна 2000 рублей за квадрат в месяц, а за год она будет 2000 р. за кв.м. в месяц * 12 месяцев = 24 000 рублей за кв.м. в год. Значит рентабельность аренды помещения составит 24 000 / 150 000 * 100 = 16% , что наверное будет не очень плохим инвестированием.

Читайте также:  "Старик Хоттабыч" закрывает магазины.

2. Расчёт окупаемости коммерческого помещения. Это второй вариант анализа арендного бизнеса, где стоимость помещения делят на стоимость аренды за год. Результат показывает какое количество лет вам потребуется на окупаемость затрат. Возвращаемся к нашему примеру. В год за 200 кв. метров мы получим аренду 200 кв.м. * 2000 р. за кв.м. в месяц * 12 мес. = 4 800 000 рублей за год. Таким образом 30 000 000 руб. / 4 800 000 руб.за год = 6,25 лет.

К стати, если вы 6,25 умножите на 16%, то получите 1. Мы хотим сказать, что оба варианта показывают эффективность «работы» вашего помещения.

А теперь возвращаемся к фразе «стоимость аренды в месяц». Дело в том, что продавец коммерческого помещения прекрасно осознаёт, что потенциальный покупатель, т.е. ВЫ, будете в первую очередь «клевать» на рентабельность или окупаемость объекта. Поэтому очень часто, чтобы продать помещение дороже и даже намного дороже рыночной стоимости, арендные ставки завышаются.

А теперь схема махинации, которую довольно часто применяют! Рассмотренное в примере помещение можно продать в два раза дороже! Для этого всего навсего нужно показать вам некоего арендатора, снимающего помещение не 2 000 рублей за квадрат в месяц, а за 4 000 рублей. И этот арендатор будет самым настоящим. Он будет исправно платить 800 000 рублей в месяц. А чтобы вы не волновались за перспективы своего будущего, вам покажут договор на 10 лет.

Для тех кто в танке. Продавец заранее ищет компанию или ИП, который(ая) по документам будет несколько месяцев платить арендную ставку в два раза больше рыночной. В данной ситуации продавец сможет продать своё помещение в два раза дроже. Потому что в два раза повысилась аренда, и в два раза повысилась стоимость помещения, а значит и рентабельность осталась прежней. Т.е. потратив несколько миллионов виртуальных арендных платежей продавец «срубит» с вас 30 млн. лишних рублей при продаже коммерческой недвижимости. Как только помещение будет продано ваш богатый арендатор «склеит ласты», оставив вас в долгом поиске клиентов.

Читайте также:  Как ухаживать за садовой мебелью?

Как распознать аферистов и не попасться на подводный камень? Не верить или по крайней мере не рассчитывать на договор аренды, тем более на несколько лет. Постарайтесь сами оценить реальную стоимость квадрата на примере аналогичных площадей в ближайшей округе. Также не верьте интернету. В основном там «хотелки» арендодателей, а не реальные возможности биснеса по арендным ставкам.

Даже если существующий арендатор окажется настоящим, всегда есть вероятность, что он либо съедет, либо потребует существенного понижения аренды. К тому же нужно всегда закладывать простой помещения на время поиска клиента.

Сегодня, к сожалению, ситуация такова, что поиск клиента может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет. Читайте пост Мифы об арендном бизнесе. Так ли всё просто?

Выгодного вам приобретения.

3 комментария

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *